Авторский взгляд на ситуацию.

Рынок мониторинга достаточно молодой, и, как следствие, активный и динамично меняющийся.

Попробуем вспомнить как он формировался, что на него повлияло и к чему мы пришли к 2021 году. Заодно постараемся заглянуть в будущее и поделимся нашим видением перспектив.

Участники рынка, которые стояли у его основания, вероятно помнят, как в начале 2000-х приходилось тратить долгие часы, объясняя клиенту, что такое мониторинг транспорта и для чего он нужен. Приходилось демонстрировать неторопливую работу системы и не самые точные данные от трекеров.

Многие застали так называемые «логгеры» из 2004 года, аналоги терминалов, данные из которых приходилось скачивать по возвращении машины на базу.

Первые системы мониторинга в этот период имели только десктопные версии, то есть продавались на дисках, в комплекте передавались ключи (по сути флеш-карты).

Альтернатива в подборе системы скорее сводилась к выбору между готовой системой или написанием своей, на тот период эти продукты имели значительно более скромный функционал и идея со "своей" системой казалась вполне логичной.

Стоимость 1 трекера могла доходить до 30 000 рублей, что на тот момент было около тысячи долларов, а стоимость обслуживания легко могла превысить 1000 рублей с объекта.

Постепенно крупные игроки разделялись, стало появляться больше самостоятельных компаний, конкуренция усиливалась, выбор терминалов, датчиков и систем мониторинга становился шире, а цены пошли вниз.

Прежде всего конкуренция создала благоприятную почву для расширения рынка, разработчики оборудования трудились над совершенствованием функционала и повышением надежности, стали появляться различные датчики, а системам мониторинга приходилось быстро учиться поддерживать все новинки.

На этом этапе рынок простимулировала масштабная олимпийская стройка в Сочи в 2010-2014 годах, что позволило популяризировать решение среди большого числа подрядчиков.

К 2014 году ДУТы уже стали более привычным оборудованием, рынок стал активно расти в этом направлении.

Развитие ДУТ привело к распространению технологии BLE в 2019 году, а параллельной технологической тенденцией стал CAN.

К 2021 году рынок РФ насчитывает около 1500 действующих интеграторов, 40 производителей оборудования и около 30 разработчиков систем мониторинга.

На данный момент большинство крупных производителей оборудования решило вопрос надежности и сконцентрировалось на новом функционале и конкурентоспособной цене. К сожалению, Кризис компонентов не способствует этому, но работы в этих направлениях не прекращаются. Так же поджимают производители спецтехники и транспорта, оснащая свою продукцию трекерами и системами мониторинга уже на конвейере.

Мы видим все больше новых датчиков на рынке, а так же постепенный переход к более наглядным методам контроля транспорта в формате видео и фото мониторинга.

Заметны тенденции по снижению среднерыночной стоимости оборудования и стоимости обслуживания конечных клиентов. Чем проще будут решения тем активнее будет снижаться наценка и тем больше крупных компаний могут задуматься о самостоятельном администрировании систем.

Все активнее работают государственные структуры, постепенно расширяя контроль за транспортом.

Эти предпосылки формируют потребность в расширении рынков сбыта, а так же допродажах действующим клиентам. Рост среднего чека на сегодняшний день едва ли не основная точка роста для интегратора, и основная задача производителей оборудования заключается в предоставлении новых, технологичных и эффективных решений.

В статье мы поделились своим видением.
Делитесь вашими мыслями о настоящем и будущем рынка в комментариях!